ПРОБЛЕМА ДОСТУПА К ПРАВОСУДИЮ

Переводчик: Ирина Дойникова,
адвокат по гражданским делам в Подольске

Независимо от того, принимается ли «обозначение кризиса» или нет, одна точка остается относительно не обсужденной: считается, что это является серьезной причиной для беспокойства о доступе к правосудию в Онтарио.

(a) Проблемы с доступом к системе гражданского правосудия

Что касается системы гражданского правосудия, то чрезмерные издержки, значительная сложность правовой системы и судебная задержка по-прежнему упоминаются на национальном и провинциальном уровнях как грозные барьеры, препятствующие доступу средних канадцев к системе гражданского правосудия. 2

Несмотря на то, что до настоящего времени официальное исследование не проводилось, 3 информированные мнения и исследования показывают, что эти значительные трудности привели к тревожному увеличению числа самопредставимых сторон в гражданских судах. 4 По некоторым оценкам, столько же поскольку две трети лиц в обществе не могут позволить себе адвоката в целях разрешения спора в судебном порядке 5, принуждающего таких лиц, сталкиваться с законом и их юридическими трудностями в одиночку. Как отмечалось недавно достопочтенным Coulter A Osborne, Q.C., в отчете, подготовленном по заказу министерства генерального прокурора в целях реформирования системы гражданского правосудия в Онтарио («Отчет Осборна»):

По мере того как дела сейчас стоят, ограниченная помощь доступна тем, кто сталкивается с гражданскими правовыми проблемами, которые не могут позволить себе адвоката. За исключением очень немногих свидетельств о гражданской юридической помощи, Legal Aid Ontario не оказывает помощи сторонникам гражданских споров в судах Онтарио. В 2004 году в Закон о солиситорах были внесены поправки, с тем чтобы разрешить механизмы оплаты за непредвиденные расходы в Онтарио. Плата за непредвиденные расходы используется практически во всех судебных разбирательствах с персональными травмами. Он имеет ограниченное применение в других судебных процессах. Юридическое общество Верхней Канады через Адвокатскую службу юриста предоставит заявителю имя адвоката, который предоставит до полутора часов бесплатную консультацию в определенной области закона. Однако, учитывая 30-минутный период времени, существуют очевидные ограничения на преимущества, которые эта похвальная инициатива может доставить. 6

В течение чуть более десяти лет в одном только Онтарио проблема доступа к системе гражданского правосудия была в центре внимания не менее пяти крупных конференций и докладов, в которых рассмотрены методы реформирования и упорядочения системы, с тем чтобы сделать ее более доступной и доступными. 7

Проблема также продолжает привлекать внимание и провоцировать сильные реакции со стороны юристов, судей и представителей общественности. 8 Действительно, в последнее время в результате того, что было воспринято как суровые недостатки в получении финансируемой государством юридической помощи по гражданским вопросам и его борьба «более десятилетия расширяют услуги гражданской юридической помощи для тех, у кого нет средств для доступа к нашей правовой системе», которая «упала на глухие уши», Канадская ассоциация юристов предприняла необычный шаг по запуску теста дело, которое пыталось установить конституционное право на гражданскую юридическую помощь в Канаде. 9

(b) Проблемы с доступом к финансируемой государством юридической помощи

Несмотря на то, что она широко воспринимается как социальная программа, которой могут гордиться граждане Онтарио, система правовой помощи Онтарио также сталкивается со значительным доступом к правосудию.

В докладе, недавно подготовленном для министерства генерального прокурора по системе правовой помощи в Онтарио («Отчет Требилькока»), 10 профессор Майкл Требилькок отмечает «существенные проблемы», стоящие перед системой. Среди прочего, они включают «резко уменьшающийся» процент населения, который теперь имеет право на те области права, на которые распространяется финансирование юридической помощи 11 (профессор Требилькок отмечает, что гражданские претензии, по большому счету, уже практически исключены из сферы компетенции эта система 12), устойчивая тенденция к сокращению государственного финансирования 13 вместе с почасовыми тарифами и зарплатой для юристов, участвующих в системе сертификатов юридической помощи, юристов клиники и дежурных адвокатов, которые серьезно не соответствуют соответствующим рыночным ориентирам, что привело к все более серьезной проблемой при наборе и удержании квалифицированных и опытных юристов, которые готовы оказывать услуги юридической помощи. 14

«Короче говоря, - заключает Треблилковый отчет, - со стороны спроса резко сокращающийся процент населения имеет право на юридическую помощь, а со стороны предложения резко сокращается количество юристов, готовых оказывать услуги юридической помощи». 15

(c) Проблемы доступа для среднего класса

Проблема доступа к правосудию, как отмечают многие, особенно остро стоит для «работающих бедных» и канадцев среднего дохода. В то время как у богатых и крупных корпораций есть средства для оплаты, а у очень бедных есть доступ к юридической помощи в определенных обстоятельствах, чаще всего канадцы среднего дохода наиболее сильно пострадали. В качестве одной из заметок этот класс часто остается с очень сложным выбором: если они хотят получить доступ к правосудию, они должны поставить вторую ипотеку на свой дом, использовать средства, выделенные для обучения ребенка или на пенсию, и должны подвергать себя юридическим сборы, которые могут очень обанкротить семью среднего класса. 16

Ирония, с которой сталкиваются «работающие бедные» и канадцы среднего дохода, понятна. Они сталкиваются с правовой системой, для которой они являются «финансовыми андеррайтерами», и, как ожидается, они будут поддерживать через свои налоговые доллары, которые сами испытывают основные финансовые проблемы при доступе и которые в результате их дисквалификации на юридическую помощь могут фактически сделать их хуже, чем бедные. 17


2 Хон. Coulter A. Osborne, QC, Проект реформы гражданской юстиции: Резюме выводов и рекомендаций (Novembe 2007), онлайн: Министерство Генерального прокурора <attorneygeneral.jus.gov.on.ca/english/about/pubs/cjrp> [ в дальнейшем «Отчет Осборна»] на стр. 1.

3 Доклад Осборна, см. Выше, примечание 2, на стр. 44 и 51 (отметив, что не было проведено никаких официальных исследований по числу непредставленных сторон, их социально-экономическому профилю, характеру правовых проблем, с которыми они сталкиваются, и пробелам в их обслуживании; рекомендовав провести независимую оценку потребностей, а также отметив, что, по-видимому, министерство Генерального прокурора начало процесс сбора соответствующих статистических данных)

4 Канадский судебный совет «Заявление о принципах самооцененных лиц и обвиняемых лиц» (сентябрь 2006 г.) в Интернете: <http://www.cjc-ccm.gc.ca/cmslib/general/Final-Statement-of-Principles -SRL.pdf.> На стр. 3 [в дальнейшем «Заявление о судебных решениях принципов»]. См. Также соответствующий пресс-релиз, «Канадский судебный совет выдает заявления о принципах самостоятельных лиц и обвиняемых» (главный судья Беверли МакЛахлин, отмечая, что «Совет рассматривает все большее число самопредставимых лиц, которые появляются в судебной системе, как серьезный вопрос ") на с. 1; Отчет Осборна, примечание 2 выше, на стр. 44 (отмечая растущие сообщения о растущей распространенности непредставленных сторон в системе гражданского правосудия провинции Онтарио и что мнение было разделено многими юристами, судьями и судебными администраторами, с которыми проводились консультации)

5 См. Ab Currie, «Подсудимые проблемы и доступ к правосудию», стр. 2, представленный на круглом столе Юридической помощи Осгуд Холл (ноябрь 2007 г.) в Интернете: <osgoode.yorku.ca/conferences/Legal_Aid_RT/Ab_Currie_ Justiciable_Problems_Nov2007.pdf> (данные, указывающие на то, что две трети респондентов-респондентов не получили помощи по юридическим проблемам которые они испытали). См. Также Дэвид У. Скотт, Q.C., «Радикальные решения в порядке? Доступные юридические услуги и доступ к правосудию », подготовленный для председателя Консультативного комитета Консультативного комитета по профессионализму Онтарио по десятому коллоквиуму профессионализма по юридической профессии (18 марта 2008 года) в Интернете: <lsuc.on.ca/media/tenth_colloquium_scott.pdf> на стр. 1 (отметив, что существует сила аргументации о том, что, возможно, две трети людей в обществе не могут позволить себе адвоката, если цель состоит в том, чтобы исчерпать имеющиеся средства правовой защиты при разрешении споров) [в дальнейшем «Скотт»].

6 Доклад Осборна, см. Выше примечание 2, стр. 44.

7 См., Например, [1] Дополнительный и окончательный отчет об обзоре гражданской справедливости (Торонто: обзор гражданской справедливости в Онтарио, ноябрь 1996 года); [2] Доклад Целевой группы по процессу обнаружения в Онтарио (Торонто: Целевая группа по процессу обнаружения в Онтарио, 2003 г.); [3] Упорядочение системы гражданского правосудия Онтарио: Форум политики, окончательный отчет, (9 марта 2006 г.) в Интернете: Общество адвокатов <advocates.ca/pdf/Final_Report.pdf>; [4] В будущую конференцию (май и декабрь 2006 года) онлайн: Канадский форум по гражданскому правосудию <cfcj- fcjc.org/publications/itf-en.php/>; [5] Отчет Осборна, примечание выше 2. Другие юрисдикции также недавно провели официальные обзоры своих систем гражданского правосудия в результате доступа к правосудию. Например, в ноябре 2006 года Рабочая группа по реформе системы правосудия по вопросам гражданского правосудия Британской Колумбийской комиссии по обзору правосудия опубликовала свой доклад «Эффективная и доступная гражданская справедливость: доклад рабочей группы по реформе гражданской юстиции для Целевой группы по обзору правосудия» (ноябрь 2006 года) в Интернете: Целевая группа по рассмотрению жалоб в ВС <bcjusticereview.org/working_groups/civil_justice/cjrwg_report_11_06.pdf> [в дальнейшем «Отчет о гражданском правосудии БК»]

8 См., Например, Г. Коэн, Редакция: «Настало время для реформы гражданского правосудия» Law Times (17 июля 2006 г.); К. Макин: «Помогите без адвоката, судьи призвали: МакЛахлин выражает озабоченность по поводу потока людей, представляющих себя в суде» The Globe & Mail (13 декабря 2006 года); Т. Тайлер: «Обычные граждане, неспособные обеспечить юридическую помощь или оплачивать штрафные санкции, борются с битвой« Давид и Голиаф», поскольку они утверждают свои собственные дела в суде« Звезда Торонто» (7 марта 2007 года); К. Макин: «Высший судья озвучивает тревогу при пробных задержках» The Globe & Mail (9 марта 2007 г.); Б. Пауэлл, «Саммит правосудия для проверки нарушенной системы; Общественность попросила присоединиться к юристам и судьям в Ассоциации адвокатов Онтарио «Звезда Торонто (13 марта 2007 г.) D02; Заявление Совета о судебных решениях, примечание 4 выше.

9 См. Пресс-релиз Канадской ассоциации адвокатов, «ЦБ запускает тестовый пример для решения конституционного права на гражданскую юридическую помощь» (20 июня 2005 года) в Интернете: <cba.org/CBA/news/2005_Releases/2005-06-20_legalaid.aspx>. Задача Канадской ассоциации адвокатов была отклонена Верховным судом Британской Колумбии на том основании, что Ассоциация не заслуживает общественного интереса. Это должны быть суды, судящие, а не адвокаты, которые оспаривают отсутствие доступа к правосудию. Это решение было подтверждено апелляционным судом Британской Колумбии. Оставить жалобу в Верховный суд Канады недавно отказали. См. Canadian Bar Assn. v. Британская Колумбия, [2006] B.C.J. № 2015 (B.C.S.C.), aff'd, [2008] B.C.J. № 350 (B.C.C.A.), оставляют апелляцию ref'd, [2008] S.C.C.A. № 185 (S.C.C.)

10 Профессор Майкл Требилкок, Доклад «Обзор правовой помощи 2008» (июль 2008 г.) в Интернете: Министерство генерального прокурора <attorneygeneral.jus.gov.on.ca/english/about/pubs/trebilcock/legal_aid_report_ 2008_RU.pdf> [далее , «Отчет Требилькока»].

11 Там же, на стр. 73 и 74 (данные, свидетельствующие о значительном разрыве между существующими критериями приемлемости для юридической помощи и критериями, которые в настоящее время преобладали, если бы была корректировка инфляции с 1996 года).

12 Там же, стр. 76.

13 Там же, стр. 73 (отметив, что с учетом потребностей на душу населения финансирование юридической помощи в Онтарио сократилось на 9 процентов в реальном (с учетом инфляции) сроках с 1996 по 2006 год (с 30,76 до 27,77 долл. США)).

14 Там же, на стр. 73. См. Также Кристин Шмитц, «Количество юристов, оказывающих юридическую помощь», «Адвокаты еженедельно 28:32 (22 февраля 2008 года) (отмечая сокращение количества и дальнейшее падение 10 процентов адвокатов частного сектора, занимающихся юридической помощью); Джефф Кирбисон, «Рекрутинг для pro bono: почему это такая проблема?» The Lawyers Weekly 26:12 (21 июля 2006 г.).

15 Там же, стр. 74.

16 Главный судья Беверли МакЛахлин, Верховный суд Канады, «Проблемы, с которыми мы сталкиваемся», Замечания, представленные в Имперском клубе Канады (8 марта 2007 г.) <scc-csc.gc.ca/court-cour/ju/spe-dis/ bm07-03-08-eng.asp>; Г-н Юстиция J.C. Major, Верховный суд Канады, «Обязанность адвокатов по предоставлению юридических услуг» (1994-1995 годы) 33 Alta. L. Rev. 719 на стр. 725 [в дальнейшем «майор»].

17 Отчет Требилькока, см. Примечание 10, стр. 75-78; Майор, см. Примечание 16, стр. 725.

A Lawyer’s Duty to Ensure Access to Justice
By William McDowell and Usman M. Sheikh

(Канада, январь 2009 г.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *